Добрый день!
Кто в детстве мечтал стать космонавтом? Это скорее из детства 70-х, когда дядя Юра (не тот аферист, который в депутаты у нас лез) был первым в космосе, а рабочие профессии были очень популяризированы в телевизоре и на плакатах. В 90-е дети мечтали стать скорее бандитами, глядя на весёлую жизнь красивых сильных мужчин. Естественно дети не знали как часто подобные мужчины становились удобрением для матушки Земли.
А кто из вас хотел стать учителем? Чтобы изменять мир в лучшую сторону, давать детям знания, закладывать фундамент интеллекта в последующие поколения. Подобные мысли улетучиваются, как минимум, в момент осознания заработной платы и нагрузки.
Кто угадал тему сегодняшней статьи? Верно, учитель года? А при чём тут учитель года, скажете вы? При разборе всякой документации на сайтах школ и РайОНО (комитетом по образованию называйтесь у себя в кабинетах), невольно натыкаешься на всякие образовательные методички, указы разных руководителей, советы и наработки всяких методистов, министров и прочих экспертов. Эти поучительные методики выглядят как подача сгнившего помидора в ресторане под видом дорогого блюда (вот такая аллегория, другой нет). И её (документации) очень много, что сквозь эти дебри не пройти, всё не прочесть. Где взять время на обучение детей?
В какой-то момент на глаза попался конкурс "учитель года". И тут завертелось, закружилось. Лучшие детские образователи страны (победители конкурса) охотно делятся своими мыслями о том, как сделать педагогическую жизнь привлекательной для вот этих маленьких, неотёсанных варваров, не знающих ни границ морали, ни таблицы умножения, ни имени Александра Николаевича Пушкина. А дальше было решено сравнить молодые дарования с "фантастической четвёркой XX века". Так сказать, сопоставить результаты истории. Статьи о "фантастической четвёрке" вы уже читали на нашем сайте (точно читали?), так что можете себе представить приблизительно. Кто не читал, может поискать и прочесть.
Собираем мысли в кучу и получаем цель лабораторной работы: выявление разницы и сходства методики Макаренко (берём его за основу русской педагогики) и методик лучших учителей страны (по итогам конкурса "учитель года"). Методистов из области, министров образования и прочих разрушителей системы образования мы не учитываем. Точнее учитываем как хроническую болезнь, с которой необходимо бороться.
Осторожно: методика Макаренко (многие говорят, что это не методика, а просто человек был такой) во многих кругах спорная, государство не пользовалось идеями Антона Семёновича как единой системой. Тем не менее, у этого человека очень большой круг последователей, называющих Антона Семёновича основателем, а себя носителями его идей. Этот человек признан на мировом уровне за вклад в педагогику. Это не какая-нибудь нобелевская премия за развал империи, это - образование. Поэтому именно этот человек в этой статье будет основой/фундаментов педагогики в нашей стране. Других имён того же калибра история не предоставила. У вас полное право не соглашаться с этим и назвать Кравцова Сергея Сергеевича основой образования. Ваше право.
Коротко о методике воспитания по системе Макаренко (не принимайте эти тезисы за чистую монету, перепроверьте):
- дисциплина коллектива и коллективный труд. Один в поле не воин, поддержка единомышленников помогает и мотивирует. А в обществе должен быть свой порядок, который основывается на правилах группы (у своих не воровать, не обманывать друг друга, подъём в 7 утра и прочие заповеди и подобные границы, закаляющие дисциплину; на уровне государства подобное обычно регулируется законами).
- Для объединения коллектива необходимо иметь что-то общее, что будет объединять людей: свои традиции, особые правила поведения, единые цели (выйдем по УДО, сможем поступить в училище и нормально работать, или что там было у Макаренковских уголовников и беспризорников?). Так сказать необходимо иметь единые моральные ценности (в религии – это обычно заповеди).
- Руководители должны быть единым коллективом с общими целями, должна быть какая-то взаимозависимость для осознания, что вместе лучше, чем врозь.
- Детское самоуправление как способ саморазвития и отношение к детям на равных.
- Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это скорее тезис для возбуждения со стороны учителя у ученика желания учиться, а не вывод дурак останется дураком.
"Отказаться от риска — значит отказаться от творчества". Цитата Макаренко. Нельзя оставаться на месте, необходимо творить. Придумывать бред и творить, а потом смотреть и любоваться или описывать результат с помощью нецензурной брани. Современная японская методика оптимизации производственных (и не только производственных) процессов гласит, что, чтобы оставаться на месте, необходимо двигаться вперёд со скоростью прогресса. Если вы хотите развиваться, то необходимо двигаться ещё быстрее. Стоять на месте означает отставать.
- За словами должны идти поступки, особенно руководителей. Любой политик вам в пример, их слова почти всегда (почти в этом контексте как способ математического показателя, что до бесконечности посчитать нельзя, но всё что посчитано, соответствует единой формуле) идут в разрез с тем, что они реализуют на практике. Отсюда и ненависть к подобным людям.
"Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив". Ещё одна цитата. Осторожно, чистое предположение, на правду не претендует: эта цитата – отсылка к тому, что плохая оплата педагогов приведёт к разложению коллектива и, соответственно, к разложению единых целей, морали, правил. Что скажете на такой тезис? Подтвердите или опровергните.
- Культура невозможна без тормозов, организованных в детстве. Человеческий детёныш вообще асоциальное животное, он ничего не знает, для него не существует морали, хорошо или плохо – это всего лишь слова, все действия одинаковы – от ударить портфелем до убийства людей. Вспомните или найдите, кому интересно, истории о том, как африканские воюющие племена с детства обучают детей убивать и дети делают это играючи. Все дети в детстве играют, только игрушки могут оказаться разными. Поэтому ему (ребёнку) нужны тормоза, чтобы указывать: "туда нельзя, это так не положено, потому что...". Без потому что это тоже всего лишь слова без смысла. Частая ошибка мамашек: "поставь, я так сказала". Нечего удивляться, что чадо потом умом не вышло.
Лирическое отступление
Кто из вас встречался с яжматерями или яжотцами, которые обычно говорят: "Я своему чаду ничего не запрещаю, мой ребёнок будет развиваться как личность, подумаешь залез тебе в тарелку рукой и орёт в истерике в общественном месте без конца". Часто в таких случаях отсылаются к Монтессори, которая детям позволяла делать всё. Во-первых, это не Монтессори, и извращать её методики – прерогатива долбоклюев. А во-вторых, и подобные родители, и, к сожалению как следствие, их дети в обществе воспринимаются как кучка невоспитанных дураков (цензура на мат не позволяет передать всю красочность мыслей по отношению к таким людям).
"Ну и что, что моя девочка покакала в супермаркете, у вас для этого технички есть"...
Всё, закончили вводное слово, переходим к словам победителей конкурса учитель года
Перечисление пойдёт от последнего к назад в историю. До той поры, пока не надоест. Мы не будем углубляться в их родословную и возможную коррумпированность подобных конкурсов или политизированность (что-то вроде каждый год новая область, другой предмет и т.д.), просто перечислим те фразы, которые указаны напротив их имени и от их имени.
Михаил Николаевич Гуров
Победитель 2020 года
Преподаваемые предметы: алгебра, геометрия. Учитель математики
Фраза - Нет нерешаемых задач!
Как математик должен был бы знать, что есть такие, особенно в математике. За решение таких задач миллион долларов дают. Это просто попытка пошутить, не обращайте внимание.
Педагогическое кредо: Раздай все, что знаешь, Умеешь и смеешь! В себе умираешь — В другом уцелеешь! (Ю.А. Жданов).
Почему нравится работать в школе: Школа – это мой второй дом. Именно здесь я чувствую себя на своем месте. Каждый день испытываю чувство единения с коллегами в процессе формирования взрослого человека завтрашнего дня. Это замечательное ощущение – знать, что каждый день ты своими руками создаешь будущее. Именно поэтому моя мечта - привить (какое актуальное слово) как можно большему числу детей любовь к точным наукам, показать им красоту и гармонию математических теорий и, кроме того, помочь им развить необходимые личностные качества и жизненные навыки, напрямую зависящие от четкости и логичности мышления.
Профессиональные и личностные ценности: Самая важная ценность для меня как для педагога – каждый ребенок. Учитель должен ценить и уважать каждого ребенка и ставить перед собой задачу не только освоение им предметных знаний, но и, что гораздо более важно, формирование личности, используя для этого все доступные методы и инструменты. Но и сама работа учителя – личностная ценность, которая состоит в духовно-нравственном отношении к профессии и в осознании общественной значимости деятельности педагога. Лично для меня особую значимость имеют такие неотъемлемые аспекты педагогической деятельности, как постоянное общение с людьми, гуманистический характер профессии и творческий характер труда, постоянное самосовершенствование, возможность передать свое мастерство и знания.
Участник о себе: Считаю, что путь в научный мир должен начинаться еще на школьной скамье, ведь именно в юном возрасте будущий исследователь не ограничен устоявшимися в науке рамками. Поэтому часто привлекаю своих учеников к серьезным научным исследованиям. Например, в 2017 году мой ученик получил настолько впечатляющий результат, что прошел в финал престижного всемирного конкурса Intel ISEF. Активно привлекаю своих учеников к участию в различных математических олимпиадах и конкурсах, а для их мотивации и создания позитивного примера сам участвую в различных интеллектуальных соревнованиях для учителей математики.
Надо гадость какую-нибудь добавить? Нет, конечно же слова Михаила Николаевича заслуживают похвалы. Хорошие полезные наставления.
В сумме мы имеем: единение с коллегами, понимание, что создаёшь будущее, помочь им развить необходимые навыки (не вбить им в бошку, а помочь равзить), каждый ребёнок, формирование личности (очень спорный момент в современной системе образования), путь в научный мир должен начинаться в детстве.
Биологически мозг очень сильно формируется до 25 лет. В самом детстве формируется фундамент башки (сейчас без науки), на который накладывается воспитание. Чем больше ограничений, тем меньше свободы самореализации. Без ограничений – вода становится лужей, озеро исчезает в почве, человек начинает лазить в тарелку чужому дяде или ходить по велодорожке со своей поганой коляской.
Лариса Гивиевна Арачашвили
Победитель 2019 года
Преподаваемые предметы: русский язык, литература. Учитель русского языка и литературы.
Фраза - Делай, что должен, и будь, что будет.
Педагогическое кредо: Детям врать нельзя!
Почему нравится работать в школе: Потому что я учусь каждый день чему-то новому, постоянно развиваюсь.
Профессиональные и личностные ценности: Честность, толерантность, гибкость, креативность
Участник о себе: Любой конкурс – это состязание, это напряжение всех сил, это стремление оказаться лучше. Самое главное для меня в этом конкурсе – возможность познакомиться с одаренными педагогами, людьми, которые смогли добиться успеха в своей профессиональной деятельности. Всегда интересно проверить себя и свои силы, посмотреть, смогу ли я работать с абсолютно незнакомыми детьми, справлюсь ли с ситуацией, где каждую секунду мне придется принимать решение. Наверное, неправильно начинать участие в конкурсе с мыслей о том, что можешь не выиграть, но особенность «Учителя года» такова — здесь не стыдно не выиграть. Да, именно так, ведь здесь невозможно проиграть, можно только не выиграть, но получить стимул стать лучше, развиваться и стремиться вперед. Именно ради этого я принимаю участие в «Учителе года».
В сумме мы имеем: Детям врать нельзя, я учусь каждый день, стремление оказаться лучше в честной борьбе, не стыдно не выиграть (так что не бойтесь ошибиться).
Алихан Мавладиевич Динаев
Победитель 2018 года
Преподаваемые предметы: право, обществознание. Учитель обществознания, права.
Фраза - Любить детей. Любить свое дело. Всегда!
Педагогическое кредо: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»(Джон Дьюи)
Джон Дьюи – это один из «фантастической четвёрки».
Спортивные увлечения: Баскетбол.
Чеченец и баскетбол. А гдэ барьба, брат? Извините, я должен был так пошутить. Не берите близко к сердцу.
Почему нравится работать в школе: Дело не в школе, дело в детях. Мне нравится проводить с ними время — дома, на улице, в школе — где угодно. Когда кто-то говорит мне, что не любит детей, я смотрю на него как на сборную России по футболу в четвертьфинале Чемпионата мира — с тем же искренним удивлением, но только без той же искренней радости (поддерживаю человека). Не хочется рассыпаться в банальностях, но дети — самое прекрасное, что есть на земле. У меня бывает плохое настроение, бывают проблемы, от которых хочется лезть на натяжной потолок (сразу видно, человек не разбирается в физике и уроках труда, опять шутка), но все меняется, когда я оказываюсь среди детей. Их непосредственность, открытость, доброта, красота наполняют мое сердце безграничным ощущением счастья, радости и восторга, благодаря чему улыбка просто не сходит с моего лица. А когда я понимаю, что могу помочь им, поддержать, сделать их жизнь чуть лучше, научить их жить в нашем обществе и научить их учиться, то осознаю простую, но столь важную мысль — школа и есть мой дом.
Профессиональные и личностные ценности: Искренность, жизнерадостность, остроумие, креативность и компетентность. Вовлеченность, заинтересованность, участие, активность и умение видеть во всем хорошее, не забывая как можно чаще улыбаться. Да, пожалуй, хватит. А то вы уже устали читать, верно?
Участник о себе:
Три неожиданных факта обо мне:
1. Если бы я мог отобедать и побеседовать с любым человеком, когда-либо жившим в России, я бы без раздумий выбрал Льва Николаевича Толстого.
2. Если бы мне сказали, что до конца жизни я могу слушать только одну песню, я бы без раздумий выбрал «Someone Like You» Adele.
3. Если бы всю оставшуюся жизнь я мог заниматься только одним делом, я бы без раздумий выбрал возможность учить детей и учиться у них.
В сумме мы имеем: помочь им, сделать их жизнь лучше, НАУЧИТЬ ИХ УЧИТЬСЯ, чаще улыбаться, любить свое дело (это заметно по той страсти к описанию своего дела, страсть у кавказцев не отнять).
Илья Сергеевич Демаков
Победитель 2017 года
Преподаваемые предметы: право, история, обществознание. Учитель истории, права, обществознания.
Фраза - Plus in nobis est (лат. «В нас заложено больше»)
На русском языке выпендриваться не захотел, латынь ему подавай. Конечно, когда знаешь историю и право, то выпендриваешься латынью, когда иностранные языки – то ты uses performance of your language skills (надеюсь гугл правильно перевёл), а когда ты преподаёшь ОБЖ – то выпендриваешься тем, что мог в противогазе в армии неделю ходить и при этом есть через шланг. Всё верно, каждый должен делать своё дело, желательно хорошо.
Педагогическое кредо: Ясность и увлечение — основа успеха.
Сценические таланты: фронтмен команды КВН; участие в школьной театральной студии в качестве сценариста и исполнителя (комедийный репертуар)
Спортивные увлечения: картинг. На дороги наши только не выезжай.
Почему нравится работать в школе: Работа в школе — это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное — в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен.
Профессиональные и личностные ценности: забота о семье, уважение личного пространства, культура языка.
Участник о себе: Активный участник конкурсного движения. Был капитаном команды Санкт-Петербурга на Всероссийском чемпионате региональных учительских команд (ЧЕРУК) 2016 года; тогда сборная города заняла второе место. Абсолютный победитель всероссийского конкурса «Педагогический дебют» 2013 года. Победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (приоритетного национального проекта «Образование»). Обладатель премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи, 2013 и Молодёжной премии Санкт-Петербурга, 2014. В своей гимназии — руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.
В сумме имеем: Ясность (цель) и увлечением (желание) — основа успеха, каждое действие - новый опыт, то, что хорошо получается, забота о семье, уважение личного пространства, культура языка.
Не надоело ещё про учителей читать? Заканчиваем?
Всё, ещё один и заканчиваем.
Александр Михайлович Шагалов
Победитель 2016 года
Преподаваемые предметы: русский язык, литература.
Фраза - За лукавство словом наказывает немота.
Педагогическое кредо: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)
Почему нравится работать в школе: Нравится учить и учиться самому, чувствую большую творческую отдачу от работы с детьми.
Профессиональные и личностные ценности: Честность перед другими и перед самим собой, творческий подход к делу.
Участник о себе: Занимаюсь литературным творчеством, пишу стихи, рассказы. Являюсь членом ЛТО «Радуга», «ЛитСтихиЯ», состою в Региональном отделении Русского литературного клуба г. Армавира. В 2013 году стал лауреатом краевого литературного конкурса (III место) «Дай мне голос, Отчизна святая» (номинация «Поэзия») в рамках четвёртых Вараввинских чтений «В стихи отлитая судьба» (почётная грамота). Для учащихся веду курсы «Проба пера» и «Юный журналист».
В сумме имеем: Выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет, учить и учиться самому, творческая отдача, честность перед собой.
А теперь сами возьмите листочек, сделайте два столбика, один подпишите Макаренко, другой современные учителя и перечислите все те пункты, которые относятся к одним и к другим. Скорее всего вы получите одинаковый результат. Небольшие отличия – это всего лишь следствие разнообразия передачи одной и той же мысли разными личностями. Плюс небольшая разница во времени, всего-то каких-то 100 лет.
"Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" Л. Толстой "Война и мир". Это намёк на то, что при правильном подходе вы всё равно получите один и тот же результат, при не правильном – "я личность со своим мнением". Математическая задача всегда имеет один правильный результат. Жизнь хоть и чуть сложнее, чем математическое уравнение, но подчиняется примерно одним и тем же правилам. А образовательные процессы – это всего лишь один кусочек из пазла жизнь.
Вывод: в ходе лабораторной работы было выявлено, что правильный образовательный подход в педагогике подчиняется единым правилам, постоянен в течение времени и не зависит от результатов технологического прогресса.
Вот тут совсем ОСТОРОЖНО: не вздумайте считать этот вывод правильным. Перепроверьте.
Возможно эта статья – маленькая попытка изменить мир в лучшую сторону и показать человекам из образования, что свои «наработки» они могут выбросить в урну, постановления министерства не делают людей умнее по приказу, а жизнь учителей от этого проще, и единые методики образования уже давно существуют и доказаны на практике. Достаточно их перенять, не надо изобретать колесо в очередной раз.
Всем спасибо, все свободны!