Это не Троцкий и не Толстой в молодости.
Здравствуйте!
Продолжим сказ о фантастической четвёрке, вложившей самый большой вклад в развитие образования в XX веке по версии ЮНЕСКО.
Георг Михаэль Кершенштейнер (нем. Georg Michael Kerschensteiner; 29 июля 1854 — 15 января 1932) — немецкий педагог, входящих в список четырёх педагогов, определивших по версии ЮНЕСКО способ педагогического мышления в XX веке.
Георг Кершенштейнер (это вам вместо логопедических упражнений) родился в семье бедного торговца (это вам не Монтессори и не Дьюи, к которому мы скоро придём). Чуть повзрослев, пошёл в церковную школу в Мюнхене (в подобных школах в Европе попы обычно мальчиков насилуют, извините, что мы об этом говорим, но не мы это придумали и не мы в этом виноваты). В 8 лет был арестован из-за групповой кражи. Вот это я понимаю завидное начало карьеры успешного учителя, прошедшего все круги ада, чтобы помочь другим в них не попасть. Да ладно вам, наверняка у попа утащили кошелёк, ну или может в столовой пару кусочков хлеба. Обычное дело для детей. Короче, учился паренёк и учился, как завещал великий Ленин. Кстати, тогда ещё не было великого Ленина, а дело Ленина уже жило. Последние годы учёбы ходил в гимназию и оплачивал её, давая частные уроки музыки. Школьники, сравните с вашей современной жизнью. Человек ещё учился в школе, но уже старался учить других и зарабатывал себе на образование. Образование – это ваше всё. Исключение – это аккаунт в тиктоке с шансом на успех стремящимся к нулю. Хотите достичь высот – придётся попахать. С 1877 по 1880 год учился в Мюнхенском техническом университете на физ-мате, как говорится. С 1880 по 1883 продолжил свою учёбу в Мюнхенском университете имени Людвига и Максимилиана. В нём же и защитил свою диссертацию. Тема: «Критерии особенностей рациональных кривых четвертого порядка». Вычеркните это название из своей головы, оно для тех, кто со своей математикой давно из ума выжил. К чему это всё? К тому, что чтобы достичь высот, придётся помучиться. Долго и упорно.
С 1883 года начал свою преподавательскую деятельность в одной гимназии. С этого момента являлся учителем в различных образовательных учреждениях. В какой-то момент своей деятельности начал входить в различные советы, по типу советов директоров в крупных фирмах, только в образовательной деятельности. Тут и началась педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко, только немецкого происхождения. Сначала он ввёл в одной школе обязательный восьмой класс. С 1900 года начал вводить рабочие уроки в рабочих школах. Такой вот незамысловатый немецкий язык. Русскими словами это можно назвать школы с уклоном на физический труд – прообраз профессионального училища («Шарага» в простонародье).
Так, Черлак, у кого с трудов осталось что-либо полезное, а не только воспоминания о бухающем трудовике? У меня дома есть светильник, толкушка с токарного станка и всякие вазочки. Всё сам, своими детскими ручонками школьника. Георг Кершенштейнер решил сделать уклон на развитие подростков при помощи приобщения их к физическому труду. Эпоху спустя, сравнив результат разных людей в разных странах, можно лишь подтвердить правильность мышления людей той эпохи. И это без интернета, телефонов и с плохим образованием. Он предложил всеобщее политическое образование для всего народа. Ошибочка однако: политики не хотят, чтобы народ понимал их деятельность... Кершенштейнер предлагал обучать народ как единое общество, чтобы государство было способным решать социальные проблемы. Но для этого народ должен понимать концепцию государства.
С момента своей профессорской деятельности Георг Кершенштейнер занялся изложением своих мыслей на бумаге и создал не малое количество успешных трудов по педагогике. Несмотря на своё прикладное образование (а может и благодаря ему) он делал уклон и на уроки искусства, развивая и творческие таланты подросток.
Сейчас будет пропаганда религии, идущей в общей массе в разрез с образованием и развитием общества. Георг Кершенштейнер делал большой уклон на религиозность, но обозначая её как средство воспитания, а не как цель воспитании. По Кершенштейнеру религия – это помощь в воспитании человека. Сама же религии утверждает, что она – это цель жизни человека.
Я, всё же, за Кершенштейнера и за Макаренко. Но каждый для себя обязан выбрать сам. Кому религия, кому интеллект.
Мы видим, что жизнь этого человека приходится на период Первой мировой войны. Как и положено упрямому немцу, он был приверженцем своих традиций и был на стороне националистических взглядов. Фашики – они такие. Вот так вот: можно внести огромный вклад в историю, но при этом быть фашиком. Люди, не будьте фашиками, национализм ни к чему хорошему не приводит. Самый актуальный пример вам Казахстан со своими борцами за казахский язык, гоняющиеся за говорящими на русском языке своими же земляками. Почти все постсоветские страны устроили либо геноцид русского народа, либо гонения на него. Ни одна из них за 30 лет не добилась ничего, только развалили советское достояние. Не берите с них пример. Но урок извлечь можно.
Вернёмся к образованию. Кершенштейнер ратовал за развитие желания и способностей детей, а не за обычное напичкивание их теоретической информацией. К слову, кто-нибудь знает практическое применение парабол в жизни? Кому учитель в школе хоть раз назвал смысл параболы и способы её практического применения? Я помню только «бери вот так, делай вот так и будет правильно». Кто может назвать пример, ждём в комментариях. Уверен, твои земляки хотят это знать.
Георг Кершенштейнер (уже пальцы болят писать его имя) вводил занятия и создавал классы по обработке дерева и метала, создавал школьные кухни и огороды, создавал подходящие для детей кабинеты физики и химии. Его цель – совмещение теоретических знаний и практических занятий. Оценку за результат он предлагал ставить ученикам самим себе, как способ формирования характера.
Естественно за свою жизнь этот человек создал не малое количество педагогического материала и был удостоен множества наград за свою деятельность.
«…Главные вопросы политической экономики и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем нельзя решить без хорошего народного образования, так во многих случаях невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, социальных, частью даже политических условий».(Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С 142.)
Если сравнить деятельность Монтессори, Кершенштейнера и Макаренко, то можно сделать один вывод: воспитание детей должно происходить по средствам их саморазвития. Для этого необходимо создавать условия, которые предоставят возможности этого саморазвития. И физическое развитие вносит огромный вклад в общее развитие ребёнка. Такое сегодня обычно любят называть развитие моторики.
Детские сады по программе Монтессори (не те, в которых методисты с области прочитали две страницы текста Монтессори и разослали по детсадам в район, а полноценное воспитание) показывают в разы более лучшее воспитание детей. Дети из таких детских садов проявляют больший интерес к обучению в школе и с самого детства выделяются из обычной массы детей своего возраста.
Кершенштейнер показал значимость воспитания и развития подростков как единое целое для способности государства развиваться. Индустриальное развитие и многогранность Германии в XX веке является лучшим примером результата разностороннего прикладного развития способностей.
Макаренко же своими действиями доказал, что малолетние преступники и беспризорники – не отбросы общества, а при должном подходе способны влиться в это общество обратно и даже отличиться в нём и стать примером для подражания.
Деятельность последователей этих людей за сто прошедших лет только доказывает правильность их педологического мышления.
Эти три личности жили почти в одно и тоже время, интересно, они сталкивались с трудами друг друга? Ведь по сути они предлагают похожие методики, просто подогнанные под различный возраст детей.
А теперь сравните работы этих людей с высказыванием современных российских политиканов.
Чубайс со своими не вписавшимися в экономику людьми, которые пусть вымрут. Греф, со своими реформами образования, в которых нет ничего конкретного. Зато он непременно не забывает укорять советское образование, лучшее в мире образование, которое было признано всем миром. До сих пор русское техническое образование (инженеры, химики, биологи, ИТ-специалисты и прочие профессии) ценятся во всём мире и признаются почти всеми странами без необходимости подтверждения знаний. И тут же этот человек может высказать тезисы Кершенштейнера и Макаренко, выдавая их за что-то новое. Вот он – пример моды, всё новое — это хорошо забытое старое.
Поэтому учитесь, развивайтесь, трудитесь и тогда вы станете способными отделять зёрна от плевел. Это так важно в наш век всеобщего обмана и падения развития общества.
Берегите себя и тогда вы научитесь беречь окружающий вас мир!

